Реклама настолько прочно вошла в нашу жизнь, что мы зачастую не задумываемся: а для чего, собственно, она нужна вообще? Нет, разумеется, о главной функции рекламы — информировании потребителя о товарах и услугах — помнят все. Однако реклама имеет гораздо большее значение — и для производителей, и для потребителей, и для общества в целом.
Давайте вспомним недавнюю нашу историю. Во времена СССР рекламы товаров и услуг практически не было. Более того, обществу активно предлагался слоган: «Нам не нужно никакой рекламы!». Как ни парадоксально, но это утверждение вполне соответствовало условиям социалистической экономики. Когда отсутствует широкий выбор товаров и услуг, потребитель лишен возможности делать выбор и, соответственно, информирование его о тех или иных предложениях было лишено всякого смысла. Иными словами, потребителю давали понять: приходи в магазин и покупай то, что видишь на прилавке.
Однако в условиях рыночной экономики возможность выбора у потребителя есть. И далеко не всегда он может сделать выбор, руководствуясь лишь внешним видом товара, который выставлен на витрине. Ориентиром при выборе товара зачастую служит именно реклама.
Кроме того, реклама не позволяет рынку «консервироваться». Ведь только благодаря ей доступ на уже сформировавшийся рынок могут получить новые производители, новые товары и услуги, новые торговые марки. Соответственно, реклама способствует росту конкуренции в экономике, а значит, и повышению качества товаров и услуг.
Хорошая реклама не только информирует потребителя, но и воздействует на его чувства. Более того, потребитель знает об этом и подсознательно ожидает от рекламы не только информации о характеристиках товара, но и ответа на свои эмоциональные запросы. Сегодня, рекламируя автомобиль, уже недостаточно просто констатировать, что он разгоняется до 100 км в час за 5 секунд и потребляет всего 5 литров бензина на 100 км. Нужно еще и сообщить потенциальному покупателю о том, что, управляя этим автомобилем, он получит ни с чем несравнимое удовольствие. Большинство производителей давно считают комфорт потребителей одним из важнейших условий роста продаж. И убедить потребителя в том, что именно данный товар наиболее отвечает его эмоциональным запросам, должна именно реклама.
Очевидно, что сегодня классический принцип экономики «товар-деньги-товар» утратил свою актуальность. Произошло это во многом благодаря появлению здоровой конкуренции между производителями товаров и услуг. И одним из главных атрибутов такой конкуренции, безусловно, является реклама.